Прежде чем бежать от наступающих азербайджанских войск в Армению, Сурен Мартиросян в последний раз оглянулся на свой фруктовый сад в Нагорном Карабахе, и с тех пор это мимолетное видение преследует его.
«Образ нашего прекрасного сада, который я видел в последний раз, до сих пор стоит у меня перед глазами: гранаты и хурма блестели на деревьях под ярким солнцем», — сказал он, глядя на свои мозолистые руки, пишет AFP.
«Семья 65-летнего мужчины из восьми человек входит в число более чем 100 000 этнических армян, бежавших из Карабаха после того, как Азербайджан вернул себе давно спорный регион в ходе сентябрьского молниеносного наступления. Исход всего армянского населения из горного анклава спровоцировал кризис беженцев в Армении.
19 сентября мы услышали пулеметную стрельбу и разрывы артиллерийских снарядов недалеко от нашего дома, рассказала невестка Сурена Аревик. «Сначала мы думали, что это очередная стычка с турками», — сказала она, имея в виду азербайджанцев. «Но потом пришел наш испуганный староста и сказал, что мы все должны бежать, поскольку турки уже на окраине села».
Сейчас Мартиросяны живут в ветхом доме, который они арендовали благодаря государственной помощи, в селе Ноякерт, примерно в 50 километрах от Еревана.
Сурен обвинил российских миротворцев и правительство Армении в падении отколовшейся Карабахской республики. «Наша армия храбро сражалась, защищая нашу Родину, именно Россия и правительство Армении потерпели поражение в Карабахе».
26 сентября президент Нагорного Карабаха Самвел Шахраманян подписал указ, согласно которому республика «прекратит свое существование» к концу года. Но на прошлой неделе он неожиданно отказался от этого в своих комментариях в Ереване.
На местах это не окажет никакого влияния, поскольку Карабах сейчас находится под полным контролем Азербайджана, а Ереван вряд ли поддержит дальнейшее функционирование сепаратистских институтов на своей территории.
Но решение Шахраманяна нашло отклик у многих карабахских беженцев, которые до сих пор лелеют свою многолетнюю мечту об отделении от Азербайджана. «Детям постоянно снятся кошмары, они плачут по ночам и постоянно спрашивают меня, когда мы вернемся домой», — сказала Аревик. «Мы вернемся при единственном условии: если мы будем жить отдельно от турков, и безопасность наших детей будет гарантирована на 100 процентов».
Заклятые враги Армения и Азербайджан заявили, что близки к подписанию мирного соглашения, основанного на признании территориальной целостности друг друга.
Но мало кто из карабахских беженцев разделяет эту надежду. «Я не верю в мир с азербайджанцами», — заявил 65-летний беженец Борис Долуханян, чей сын погиб в войне с Азербайджаном в 2020 году. «Как мы можем жить рядом с турками, которые убили моего ребенка?» — добавил он. «Мы должны стать достаточно сильными, чтобы силой вернуть себе нашу землю».
Долуханян сказал, что его семья «жила благополучной жизнью» в Степанакерте, где у них было несколько домов, земельные участки и ферма экзотических птиц. «Мы оставили позади наш рай», — сказал он, добавив, что теперь они снимают в Ереване трехкомнатную квартиру, которая им уже не по карману, и ищут жилье подешевле.
Его 10-летняя внучка Рузанна сказала, что ее рождественским желанием было, чтобы «Санта сотворил чудо, чтобы мы могли вернуться домой»».