Бывший первый заместитель начальника Генштаба ВС Армении генерал-лейтенант Тиран Хачатрян заявил, что в свое время выступал против сдачи анклавов Азербайджану в тексте трехстороннего заявления. Так он в комментарии Sputnik Армения отреагировал на вчерашнее заявление премьера Никола Пашиняна.
Хачатрян отметил, что видел первоначальный вариант заявления у тогдашнего главы Генштаба, пункты об анклавах в документе были.
«Я был поражен, спрашиваю начальника Генштаба, какое отношение имеет прекращение огня с анклавами? Мы провели небольшое обсуждение, после чего у меня был личный разговор с тогдашним министром обороны Давидом Тонояном. Он попросил меня оставаться на связи и тут же связался с Николом Пашиняном, чтобы изъять пункт об анклавах», — сказал генерал.
Хачатрян не может сказать, кто какой позиции придерживался, но лично он, увидев пункт об анклавах в тексте заявления, высказал свою точку зрения, даже относительно территорий, с которых должны были уйти армянские войска. К сожалению, удалось изъять только вопрос анклавов.
«Было предложение не выходить и не оставлять наши позиции у Кубатлу (Санасар), у Бердзора. Там у нас были выгодные рубежи. Взамен оставить им (азербайджанской стороне) те территории самого Нагорного Карабаха, которые в этот момент были под их контролем. Но и это не было принято», — сказал бывший замначальника ГШ.
Хачатрян пояснил, что эти предложения на бумаге не были зафиксированы в тот момент, так как ситуация развивалась очень быстро. Впоследствии, конечно, все это было задокументировано. Но изначально предложение было устно представлено Николу Пашиняну.
На пресс-конференции 22 мая Пашинян в частности заявил, что территория Азербайджана в 86,6 тыс. кв. км, которую армянское руководство признает, включает как Нагорный Карабах, так и анклавы Советского Азербайджана. Он также заверил, что еще до подписания трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. по настоянию Еревана из текста были изъяты два положения, одно из которых касалось анклавов, второе – коридора через армянскую территорию. Однако среди высокопоставленных чиновников, в том числе в Генштабе, были люди, призывавшие его подписать текст вместе с анклавами.