Россия не отреагировала, ее миротворческие силы в основном не отреагировали, и очевидно, что они заранее знали о том, что Азербайджан собирается захватить Карабах. Об этом в интервью армянской службе радиостанции «Свобода» заявил ведущий исследователь Фонда Карнеги, эксперт по карабахскому конфликту Томас де Ваал.
По его оценке, в 2024 году Армению ждет множество вызовов. Он назвал этот год очень ответственным, важным и опасным для Армении, которая стоит перед сложнейшим выбором, сравнимым с ситуацией конца 1980-ых или даже 1920-ых годов. Эксперт пояснил, что речь идет о потере Карабаха и бегстве оттуда армянского населения, и это серьезный момент для Армении, который некоторые даже сравнивают с Геноцидом 1915 года. «Армения может столкнуться не только с угрозой со стороны Азербайджана, но и с угрозой потери или разрыва отношений с Россией. У Москвы всегда было много интересов в этом регионе. Хотя у России, возможно, всегда были более крепкие отношения с Арменией, но она никогда не отказывалась от отношений с Азербайджаном. Если мы посмотрим на новейшую историю карабахского конфликта, то увидим, что были моменты, когда Москва была ближе к Баку, например, в 1990-1991 годах», – добавил Томас де Ваал.
Он заметил, что для России ее интересы являются приоритетными, а наличие традиционных исторических связей с армянами не столь важно. «Но, безусловно, Москва продолжает оставаться главным гарантом безопасности Армении, и есть обязательства, которые Москва взяла на себя перед Ереваном. При этом очевидно, что ситуация начала меняться после 2018 года, когда к власти в Армении пришел Никол Пашинян, который был менее непредсказуемым партнером с точки зрения Москвы, тогда как президент Азербайджана Ильхам Алиев продолжал оставаться гораздо более надежным партнером в глазах России», – подчеркнул эксперт. Он напомнил, что затем произошла война 2020 года, и тогда Москва вмешалась лишь в последний момент.
Решающим моментом Томас де Ваал назвал вторжение России в Украину в феврале 2022 года, после которого приоритеты Москвы изменились, и Кавказ отошел на второй план. «Для России Азербайджан – это дорога на юг, в Иран, на Ближний Восток. И в этом смысле Армения становится менее важной», – заключил он.