Search
Close this search box.

Washington Post: После Нагорного Карабаха Азербайджан присматривается к стратегической полосе Армении

Возле старого железнодорожного вокзала Мегри на юге Армении на путях стоит ржавый локомотив, украшенный выцветающей эмблемой Советского Союза, как будто все еще ожидая пассажиров, которые давно перестали приходить, пишет Washington Post.

«…Мегри находится на стратегическом перекрестке, за доступ к которому борются региональные державы, включая Азербайджан, Иран, Турцию и Россию, что вызывает опасения, что вскоре он может оказаться в центре новой войны.

Расположенный к северу от реки Аракс и границы с Ираном, Мегри окружен территорией Азербайджана. На востоке находится собственно Азербайджан, граница которого с Арменией закрыта с 1991 года. Примерно в шести милях к западу находится Нахиджеван, не имеющий выхода к морю азербайджанский анклав, который Баку давно мечтал соединить со своим материком. Часть Нахиджевана граничит с Турцией.

Азербайджан называет Мегри и остальную часть Сюникской области Армении Зангезурским коридором. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и другие официальные лица назвали открытие этого коридора своей главной задачей, которая сейчас находится в центре внимания после возвращения Баку спорной территории Нагорного Карабаха.

Зангезурский коридор является прерванным звеном более длинного и потенциально весьма прибыльного маршрута Восток-Запад, называемого «Средним коридором», который соединит Китай и страны Центральной Азии с Турцией через Азербайджан.

Ереван пообещал открыть транспортные маршруты в рамках соглашения о прекращении огня в 2020 году после непродолжительной войны в Нагорном Карабахе. Но с тех пор армянские официальные лица возражают, заявляя, что любая такая договоренность фактически будет означать оккупацию территории Армении.

Преданная Москвой, которая не смогла предотвратить военную операцию Азербайджана в Нагорном Карабахе, Армения теперь хочет получить полный контроль над маршрутом. И она больше не желает участия российских сил, которые охраняют границы Мегри с 1970-х годов.

Тем временем Азербайджан оказывает давление на Ереван, требуя беспрепятственного доступа к коридору, стремясь вновь открыть старую советскую железную дорогу от Баку до Нахиджевана, а также шоссе для автомобилей. В рамках подготовки к маршруту уже началось строительство инфраструктуры.

Алиев дал понять, что Баку применит силу, чтобы захватить коридор, если соглашение 2020 года не будет выполнено. «Мы реализуем Зангезурский коридор, хочет этого Армения или нет», — заявил он в 2021 году.

«Я думаю, что угроза обострения вполне реальна», — сказал Штефан Мейстер, эксперт по Южному Кавказу в Немецком совете по международным отношениям. «У азербайджанцев максималистский подход. … Если они смогут это выдержать, они это сделают».

Томас де Ваал, старший научный сотрудник Европейского Карнеги, специализирующийся на регионе, сказал, что существует «два конкурирующих видения одного и того же маршрута Восток-Запад»: Армению поддерживает Запад, а Азербайджан, Россия и Турция выступают вместе. «Более вероятно, что Баку и Москва совместно используют все свои точки давления на правительство Армении, чтобы заставить его принять свой план», — сказал де Ваал. «Так что это превращается в настоящее соревнование».

Турция и Россия, которым было бы выгодно расширение транспортных связей, пересекающих территорию Армении, поддержали планы Алиева. Россия особенно хочет, чтобы этот южный маршрут позволил обойти западные санкции. Москва использует Азербайджан для продолжения продажи нефти, несмотря на запреты на импорт и режим ограничения цен, координируемый

Но Иран, могущественный союзник Армении и ее единственный дружественный сосед, решительно выступает против этого проекта, не допуская любых изменений своей границы с Арменией. Предлагаемый план будет препятствовать, если не разъединит, свободную торговлю и перевозки между двумя странами. Это также может привести к сокращению прибылей Ирана от газовых контрактов с Турцией и Азербайджаном.

Молниеносное наступление Азербайджана на Нагорный Карабах в прошлом месяце, вынудившее более 100 000 этнических армян, проживающих в регионе, бежать, вызвало опасения, что Баку, который усилил свою ястребиную риторику, может применить силу, чтобы добиться своего в споре о транзитном коридоре.

…Многие жители Мегри скептически относятся к любым планам по возобновлению работы транспорта. «Я не хочу, чтобы эта железная дорога снова заработала. Мы здесь мирно живем и без этого. Я не доверяю азербайджанцам», — сказала 63-летняя пенсионерка Сильва Овакян.

70-летний Марат Хачатрян, продавец овощей, хорошо помнит старую железнодорожную линию. Дорога из родного Капана до Еревана занималала 12 часов. В те дни поезд проходил через Нахиджеван, и, по словам Хачатряна, азербайджанцы иногда бросали камни в окна.

«Однажды я сидел в вагоне, и камень разбил окно и пролетел мимо меня — это было ужасно», — рассказал он. «После этого я всегда сидел подальше от окон». «Хотя тогда не было войны, а были коммунистические правила и общество; ненависти по-прежнему было много». «Мне не нужна железнодорожная линия», — сказал Хачатрян. «Нам это не нужно. Азербайджанцы могут остановиться в Мегри и делать все, что захотят»».

Please enter a valid URL