Депутат парламента Армении от правящего «Гражданского договора» и экс-министр здравоохранения Арсен Торосян прокомментировал уголовные дела в отношении его бывших подчиненных.
В интервью Sputnik Армения политик назвал обвинения сфабрикованными, заявив, что при объективном рассмотрении дела расследование по некоторым эпизодам вообще должно быть прекращено. По его словам, многие обстоятельства, изложенные в версии следственных структур, выглядят достаточно странными. Он убежден, что правоохранители пытаются любой ценой найти нарушения и злоупотребления, которых на самом деле не было. А документ Аудиторской палаты о предполагаемых нарушениях и злоупотреблениях, на основании которого и началась вся эта история, парламентарий назвал макулатурой.
Для примера наш собеседник указывает, что в отчете палаты можно встретить пункты о якобы нецелевой трате средств, считая таковым асфальтирование двора медучреждения. А благоустройство территории, к примеру, было необходимо для обеспечения оперативной работы скорой помощи.
Что касается возможности привлечения его в качестве обвиняемого, то Торосян заверил, что для этого нет никаких оснований. Депутат удивлен тем, что в процессе расследования никто не удосужился вызвать на допрос ни его самого, ни действующего министра Анаит Аванесян, которая в свое время также была его заместителем. Между тем в ходе допроса его показания полностью дезавуировали бы версию следствия.
Он бы подробно объяснил следователям, почему были приняты те или иные решения. В итоге правоохранители составили бы верное представление о процессе борьбы с пандемией.
«Надо понимать, что в медучреждении (речь идет о «Медлайн Клиник» — прим. ред.) лечение проходили десятки тысяч пациентов. В этом громадном объеме найти отклонения по части 385 пациентов и на этом основании поставить весь процесс под сомнение – все это больше смахивает на пиар-акцию Антикоррупционного комитета», — сказал он.
По версии Антикоррупционного комитета, ведущего следствие, злоупотребления были допущены в процессе реализации госпрограммы по борьбе с COVID-19. Государство в 2020 г. для этого выделило из резервного фонда выделило 26 млрд драмов (около $65 млн). Пост главы Минздрава тогда и занимал Торосян. В рамках антиковидных мероприятий был утвержден список медучреждений, которые получали от государства компенсацию за услуги по диагностике, лечению и выявлению COVID-19. В их числе был также медцентр «Медлайн Клиник», директор которого – Бабкен Шаумян, был уличен в фальсификации историй болезни 385 пациентов, проходящих лечение в медцентре. В связи с этим клинике были перечислены свыше $300 тыс. за неоказанные услуги на основании подделанных историй болезни. Следствие утверждает, что тогдашний заместитель Торосяна, а ныне вице-мэр Геворг Симонян, которому Шаумян приходится родственником, исходя из корыстной заинтересованности, закрыл глаза на допущенные злоупотребления. Сумма ущерба государству составила 119 млн 5 тысяч драмов. Шаумян и Симонян, а также 9 представителей сферы здравоохранения задержаны. В прессе появились публикации о том, что уголовное дело могут возбудить и против самого Торосяна.
В то же время на своей странице в соцсети экс-министр дал расширенное пояснение по нашумевшему делу. В частности, он указал, что проверки в сфере борьбы с ковидом были инициированы фракцией «Просвещенная Армения». Напоминая о политическом прошлом (при прежних властях занимал должность министра энергетики и природных ресурсов) главы Аудиторской палаты Левона Йоляна, Торосян намекает, что и результаты проверки были «соответствующими». Между тем результаты проверок были направлены в прокуратуру, которая в свою очередь перенаправила их в Антикоррупционный комитет, инициировавший уголовное производство.
Торосян считает странным, что ни он, ни нынешний министр здравоохранения Анаит Аванесян до сих пор не были допрошены. Он утверждает, что неоднократно предпринимал безуспешные попытки дать показания. Экс-министр видит в этом умысел, поскольку уверен, что после допроса будет развенчан «надуманный», на его взгляд, тезис следственных органов о «невыполнении должностных обязанностей». Торосян также недоумевает по поводу оперативного «слива» в прессу информации, которая может представлять тайну следствия. У него складывается впечатление, что у армянских газет есть внештатные, а может и штатные корреспонденты в Следственном комитете. Он считает это попыткой публичной дискредитации людей, выполнявших тяжелую работу в период пандемии.
У экс-министра также возникли вопросы относительно прокурорского надзора за уголовным производством. В частности, почему прокуратуру не заинтересовал тот факт, что Торосян и его заместитель не были допрошены до сих в пор при том, что фигурирующие в деле приказы были изданы экс-министром с июля 2020 по декабрь 2021-го.