Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян уверяет, что Армения никогда не прекращала переговоров по установлению мирных отношений с Азербайджаном. Министр подчеркивает, что Армения конструктивно и добросовестно подходит к переговорному процессу, поскольку наша конечная цель – установление безопасности и мира в регионе.
В интервью, данном «Арменпресс», министр иностранных дел РА коснулся также ситуации, созданной закрытием Азербайджаном Лачинского коридора, ложных и враждебных отношений азербайджанской стороны относительно ситуации, процесса открытия региональных сообщений и других тем.
— Какие подвижки есть в процессе урегулирования армяно-азербайджанских отношений? Есть мнения, что процесс зашел в тупик.
— Армения никогда не прекращала переговоры по договору об установлении мирных отношений с Азербайджаном. Несмотря на противоправные действия Азербайджана в Лачинском коридоре и перенос московской встречи, мы более месяца назад передали азербайджанской стороне наши новые предложения и обоснования проекта соглашения, но до сих пор не получили ответа. Так что теперь мяч на стороне Азербайджана.
Как и прежде, Армения конструктивно и добросовестно подходит к переговорному процессу, поскольку нашей конечной целью является установление безопасности и мира в регионе. Мы также прислушиваемся к призывам международного сообщества и готовы вести переговоры более интенсивно.
— В том числе открытие Лачинского коридора?
— Мы много раз говорили, что статья 6 трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., регулирующая вопросы, связанные с Лачинским коридором, не предусматривает какой-либо функции Армении, связанной с обеспечением бесперебойной работы коридора. Обеспечение нормальной работы коридора является обязанностью миротворческих сил Российской Федерации и Азербайджана. А вопросы, связанные с внутренней жизнью Нагорного Карабаха, находятся в ведении властей Нагорного Карабаха, и власти РА здесь также не имеют никакой функции.
Добавлю лишь, что гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе, вызванный блокированием Лачинского коридора, уже приближается к гуманитарной катастрофе, и если коридор не будет немедленно открыт, возникает крайняя необходимость в гуманитарном вмешательстве международного сообщества, в том числе , в первую очередь, ООН.
— В последнее время Азербайджан начал оправдывать закрытие Лачинского коридора якобы перевозкой боеприпасов, в частности мин, из Армении в Нагорный Карабах. А министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил на своей пресс-конференции, что азербайджанская сторона предоставила им данные по этому поводу, которые они изучают.
— Должен отметить, что Азербайджан часто утверждает, что коридор не закрыт, затем говорит, что блокирование коридора имеет экологические причины, затем, когда было заявлено, что представляемый под этим вопросом рудник прекратил свою деятельность, лица, выступающие в качестве экоактивистов, потребовали проверить проходящие по коридору машины Красного Креста и гуманитарные грузы, затем в масках ворвались в транспорт детей, возвращающихся домой в Нагорный Карабах в сопровождении российских миротворцев, и терроризировали детей: Теперь эти действия мотивируются воображаемым перемещением мин.
Еще раз подчеркну, что Республика Армения осуществляла минирование только на суверенной территории Республики Армения и делала это исключительно в целях самообороны, поскольку в 2021 году подверглась военной агрессии со стороны Азербайджана — в мае 2021 года, в ноябре 2021 и в сентябре 2022 г. В настоящее время также угроза новой военной агрессии против суверенной территории Армении остается высокой.
Мины, которые в пропагандистских целях и выставляет азербайджанская сторона заявляет, что они были изготовлены в 2021 году и недавно были перемещены из Армении в Нагорный Карабах через Лачинский коридор, фактически они появились у Азербайджана в 2021-2022 гг. с территории Армении, оккупированной в результате азербайджанской агрессии против Республики Армения.
— Есть еще один спор, связанный с Лачинским коридором. Власти Азербайджана заявляют, что коридор открыт, власти Армении и Нагорного Карабаха заявляют, что коридор закрыт. Это может сбить с толку международное сообщество.
— Это также причина, по которой мы предлагаем направить в Лачинский коридор группу по установлению фактов ООН или ОБСЕ или любой другой международной организации, и мы будем продолжать продвигать эту идею.
— Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Ереван отверг предложение о создании трехстороннего формата Армения-Грузия-Азербайджан. Как бы вы это интерпретировали?
— Армения проявляет большой интерес в вопросе развития трестороннего диалога стран Южного Кавказа. Мы рассматриваем возможную тбилисскую платформу в сфере региональных трехсторонних дискуссий, а не двусторонних армяно-азербайджанских встреч. Сейчас циркулирует идея встречи премьер-министров Армении и Грузии с президентом Азербайджана.
Армянская сторона выразила готовность и сейчас готова к такой встрече, но согласитесь, что такая встреча не выглядит особенно эффективной и перспективной, когда невозможно согласовать даже простое совместное заявление, выражающее приверженность искоренению языка ненависти и враждебность.
— Что вы можете сказать о процессе открытия региональных коммуникаций? Недавно министр иностранных дел Турции также выразил надежду, что Армения будет участвовать в региональных механизмах Восток-Запад, сотрудничая с Казахстаном, Узбекистаном, Азербайджаном, Турцией и Грузией.
— Армения, безусловно, заинтересована в полной разблокировке транспортной и экономической инфраструктуры в регионе в соответствии с принципами, изложенными в трехсторонних декларациях от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года, и в рамках более крупных транспортных проектов. Вы, наверное, знаете, что проект «Армянский перекресток» был выдвинут правительством РА путем объединения механизмов север-юг и восток-запад.
Наши предложения по открытию региональных сообщений актуальны и мы можем это сделать в любое время, в рамках суверенитета и юрисдикции стран над дорогами и соблюдения национального законодательства. По сути, единственным и главным препятствием здесь является безосновательное требование экстерриториального коридора, выдвинутое Азербайджаном.