Президент РФ Владимир Путин в ходе пресс-конференции по итогам трехсторонних переговоров в Сочи прокомментировал вопросы заключения мирного договора между Ереваном и Баку, делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, а также возможности продления срока пребывания миротворцев РФ в Нагорном Карабахе. Российский президент отметил, что мирного договора между Ереваном и Баку «пока нет». «По мирному договору – его пока нет.
Пока преждевременно говорить об основных составляющих этого документа, поскольку это предмет компромиссов, наверняка, которые должны быть достигнуты при посредничестве, если обе договаривающиеся стороны захотят, в том числе и нашей страны», — сказал он. Путин ответил на вопрос о дальнейшей судьбе российских миротворцев в Нагорном Карабахе. «Что касается миротворцев, то это прописано в нашем совместном заявлении в ноябре 2020 года, когда был прекращен конфликт. Здесь добавить нечего», — отметил он.
Президент прокомментировал инициативу премьера Армении Никола Пашиняна о продлении срока размещения российских миротворцев в Карабахе. «Мы об этом говорили. Но для этого нужна наша совместная договоренность. Это будет зависеть <…> от возможного заключения мирного договора и вопроса о демаркации и делимитации границ. Если эти вопросы будут решены, тогда вопрос о миротворцах по-другому будет стоять. Если не решены, или решены в каком-то объеме, тогда от этого зависит и судьба нашего миротворческого контингента», — заявил Путин, отметив, что обе стороны выразили России слова благодарности за ту работу, которая проводится в Карабахе. Российский президент назвал «важнейшим» вопрос демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном, сообщив, что стороны много об этом говорили в ходе сегодняшних переговоров.
«Есть некоторые предпосылки того, что в целом путь найден, если внимательно прочитать сегодняшнее заявление, вы там найдете предварительные, если не договоренности, то предпосылки, что эти договоренности могут быть достигнуты. Мы готовы предоставить имеющиеся в нашем распоряжении карты еще Генштаба Советской армии. Это самые точные карты, как мы понимаем, и готовы на этой базе, обсуждая с обеими сторонами, двигаться. Мы договорились о том, что эти контакты, эти консультации будут продолжены», — заявил Путин.
Он не стал называть вопросы, которые не удалось согласовать в ходе встречи. «Если они до сих пор не урегулированы, то не нужно заострять на них внимание, а нужно просто спокойно в закрытом режиме добиваться согласования. Это очень тонкие вещи, чувствительные для обеих сторон, и я не считаю себя вправе их выпячивать без согласования с партнерами», — сказал российский президент.
Путин также ответил на вопрос, насколько результаты встречи в Сочи коррелируются с результатами прошедшей в начале октября в Праге встречи лидеров Армении, Азербайджана, Франции и главы Евросовета. «Что касается встречи в Праге без участия России, почему без участия – для нас понятно, и никому объяснять не нужно: наши европейские партнеры проводят свою политику таким образом, чтобы пытаться Россию исключить из всяких форматов. Ясно совершенно, что это в некоторых ситуациях абсолютно нереалистично, невозможно – так, как, например, в этом случае. Но мы со своей стороны всегда приветствуем любые усилия, направленные на урегулирование.
Поэтому, что касается того, как это коррелируется, – коррелируется вполне естественным образом, и мы поддерживаем все, что направлено на снижение противостояния и на урегулирование», — сказал он.