В результате широкомасштабных следственных и процессуальных действий, осуществленных в рамках уголовного производства, расследуемого в управлении по расследованию особо важных дел Главного военного следственного управления Следственного комитета РА, установлено, что занимавший военный руководящий пост М.А (Микаэл Арзуманян), будучи в звании генерал-майора, являясь должностным лицом, исходя из заинтересованности военного подчеркнуть свой авторитет и приоритетное положение и иных личных интересов, в ходе агрессивной войны, развязанной в 2020 году военно-политическим руководством Азербайджанской Республики, в условиях объявленного военного положения превысил предел должностных полномочий, что повлекло по неосторожности тяжкие материальные последствия. Об этом говорится в сообщении СК.
В сообщении отмечается, что 28 сентября 2020 года находящаяся на северо-восточном направлении обороны N-ской воинской части АО, являющаяся стратегически важным командным пунктом высота «Арега» и прилегающие боевые позиции перешли под контроль Вооруженных Сил Азербайджанской Республики. Предпринятая в тот же день контратака по освобождению потерянных позиций провалилась. 29 сентября 2020 года армянскими подразделениями была предпринята новая операция контратаки по освобождению высоты «Арега» и прилегающих боевых позиций, увенчавшаяся успехом. В тот же день около 09:50 армянским подразделениям удалось взять под контроль высоту «Арега», прилегающие боевые позиции и путь тылового обеспечения противника, нанеся противнику большие потери. В частности, уничтожено около 10 единиц бронетехники противника, основная часть живой силы противника, находящейся на указанной высоте — несколько десятков военнослужащих, в качестве трофеев взяты два бронетранспортера.
29 сентября 2020 года, около 16:00, генерал-майор М.А. посетил освободившие высоту подразделения и получив информацию о ситуации – что в результате операции контратаки удалось освободить высоту «Арега» и боевые позиции, дорога тылового обеспечения противника находится под нашим контролем, удалось уничтожить основную живую силу противника, бронетехнику — не имея полномочий отдавать приказы личному составу вышеуказанных подразделений, включенных в операцию контратаки, не являясь непосредственным или непосредственным начальником последних, не имея приказа от вышестоящего начальства посетить подразделения или отдать приказ выполнить какие-либо боевые задачи, приказал личному составу покинуть освобожденную высоту «Арега» и отступить, мотивируя это тем, что на том же месте уже запланирована реализация другой операции.
Подразделения отказались выполнять приказ генерал-майора М.А. отступить, возмущенный этим генерал приказал связаться с командиром воинской части, после чего по радиосвязи распорядился тому приказать подчиненным подразделениям покинуть высоту «Арега» и отступить.
В ответ на распоряжение М.А. командир воинской части возразил, мотивируя это тем, что нецелесообразно отступать с освобожденной высоты, поскольку тогда противник займет доминирующее положение и возникнет опасность попадания армянских подразделений в окружение. Однако М.А, используя тот факт, что в прошлом он был непосредственным начальником командира воинской части, свой авторитет военного, настоял и потребовал немедленно выполнить свой приказ, добавив, что он прибыл из глубины обороны, лучше владеет ситуацией, в результате чего командир воинской части, доверившись М.А. и сам на тот момент находясь в другом месте в районе активных боевых действий, приказал личному составу выполнить приказ.
В результате действий генерал-майора М.А. армянские подразделения отступили к исходной точку, противник продвинулся без сопротивления и в тот же день по положению на 23:00 взял под контроль высоту «Арега», прилегающие боевые позиции, укрепил свои силы и средства, откуда наблюдал за глубиной подразделений, осуществляющих оборону в данной зоне, развивая успехи и имея доминирующее положение, совершал атаки на другие боевые позиции линии обороны, держал под огнем соседние боевые позиции. Контратаки, проведенные 3 и 5 октября 2020 года с целью вернуть высоту «Арега», потерпели неудачу, в ходе которых подразделения понесли потери убитыми и ранеными.
1 сентября 2022 г. М.А. предъявлено обвинение по части 4 статьи 375 Уголовного кодекса РА, принятого 18 апреля 2003 г (соответствует части 3 статьи 549 действующего Уголовного кодекса РА).
Ранее сообщалось, что по другому делу М.А. 30 августа предъявлено обвинение по ч.3 статьи 376 (соответствует ч.3 статьи 550 действующего УК) в небрежном выполнении обязанностей. Напомним, что речь идет о провале обороны Шуши.
Сегодня же суд принял решение арестовать генерала Микаэла Арзуманяна.